Генеральное консульство Российской Федерации в Стамбуле
Тел.: (+90212) 292-5101, 292-5102 (автоответчик)
/

Мемориал в честь погибших моряков подводной лодки «Морж»

Подводная лодка «Морж»

Справка:  Подводная лодка «Морж» принадлежала к субмаринам нового типа, спроектированным специально для Чёрного моря. Морской министр вице-адмирал Иван Константинович Григорович утвердил проект  18 мая 1911 года, а 25 июня того же года в Николаеве в специально созданном Николаевском отделении Балтийского завода начались работы по строительству трёх подводных лодок. Срок постройки определялся в два года при стоимости каждой лодки в 1800 рублей. Все три лодки зачислили в списки флота под наименованиями «Нерпа» (30 декабря 1914 года), «Тюлень» (19 марта 1915 года) и «Морж» (30 апреля 1915 года).

Водоизмещение (надводное / подводное): 630 / 790 т, длина: 68,43 м, ширина: 4,48 м, осадка: 3,9 м, скор.: 11/8 узлов. Экипаж 4 оф и 43 мл.чина.

Вооружение: четыре внутренних и восемь внешних  456-мм торпедных аппаратов, два 75-мм и одно 37-мм орудия. 

Победоносная подводная лодка «Морж» спущена на воду 15 сентября 1913 года в Николаеве. В боевой состав Черноморского флота лодка введена 30 апреля 1915 года. Она быстро завоевала репутацию одного из лучших кораблей. На её боевом счету была целая флотилия уничтоженных и пленённых кораблей противника: 8 буксиров с баржами, пароходы и трёхмачтовый бриг.

Победы героев-подводников

1915 год

2 июня – уничтожена парусная шхуна у Эрегли.

4 июня – уничтожен турецкий пароход «Эдирне» в устье Сакарьи.

5 июня – сожжён парусник с углём в устье Сакарьи.

28 июня – уничтожены   парусник с грузом и пароход у пролива Босфор.

29 июня – уничтожен большой угольный транспорт «Игнеада», с грузом - 2414 т угля.

3 июля – уничтожены шхуны: «Инает-и Бахри», «Тиджарет-и Бахри», «Хюдавендигар» в районе Ада Рыклара, 13 членов экипажей взято в плен.

14 сентября – уничтожена шхуна с углём в устье Агвы.

1 ноября – атакован линейный крейсер «Явуз Султан Селим» в охранении двух эсминцев у входа в пролив; один из эсминцев («Муавенет-и Миллие») получил повреждения.

1916 год

19 февраля – повреждён пароход с углём у Зонгулдака.

10 марта – уничтожен колесный буксир «Дарыжа» у Зонгулдака.

3 апреля – уничтожен пароход «Дутор» у мыса Кара-Бурну и большой парусный бриг.

25 мая – захвачен трёхмачтовый барк «Бельгюзар» с грузом 352 т керосина у мыса Эмине, и отбуксирован в Севастополь, где зачислен в Черноморскую Транспортную флотилию под названием «Транспорт № 178».

31 июля – уничтожена шхуна у острова Кефкен.

13 августа – уничтожен парусник у входа в Босфор.

1917 год

23 января – захвачены и уничтожены три шхуны с зерном, следовавшие из Констанцы в Стамбул, в районе мыса Мидия.

2 марта – уничтожена шхуна у острова Кефкен.

1-11 апреля – уничтожены две шхуны — у острова Кефкен и у входа в Босфор.        

За эти победы все члены экипажа награждены Георгиевскими крестами, а некоторые из подводников: артиллеристы, минные машинисты и мотористы – двумя.

Боевые походы

В последний, девятнадцатый, поход подлодка ушла 28 апреля 1917 года из Севастополя в район Босфора для смены находившейся там в крейсерстве подводной лодки «Кашалот». «Моржу» была поставлена боевая задача: нарушить вражеские коммуникации у Анатолийского побережья (порт Эрегли), а потом перейти к проливу Босфор и блокировать его.

У турецких берегов лодка начала боевое патрулирование. Несколько раз её атаковали немецкие гидросамолёты, сбрасывая бомбы. Но искусство командира и высокая подготовка экипажа сводили на нет все усилия немецких летчиков. «Морж» уходил невредимым.

«30 апреля в 8 часов 10 минут русские подводники уничтожили турецкое судно всего в десяти милях от порта Эрегли. Противник наблюдал гибель корабля, но ничего поделать не мог. Появившийся немецкий самолёт № 654 сбросил шесть бомб, чем вынудил подводников срочно уйти на глубину.

В 9 часов 45 минут лодка всплыла у селения Алаплы в той же бухте Эрегли и уничтожила ещё одно судно противника. Вызванный турками гидросамолёт вновь «загнал» наших моряков под воду. Ещё несколько раз противник обнаруживал «Моржа» у Мелен-Агджи и Сакария, где были потоплены два турецких парусника. Лодка была обстреляна береговой батареей, но сумела благополучно выйти из зоны обстрела. 18 снарядов не причинили ей вреда». 

Командир лодки явно не желал уходить из района, где в связи с уменьшением активности русского флота) оживилось судоходство. В 13 ч 30 мин того же дня западнее селения Мейенгази русская лодка потопила еще два парусника.

4 мая в 9 ч 00 мин береговая охрана рейда реки Сакария также наблюдала в море русскую субмарину, а в 10 ч 50 мин батарея береговой обороны Акчакоджа открыла огонь по всплывавшей подводной лодке и выпустила 18 снарядов, причем «личный состав батареи наблюдал большое облако коричневого дыма». Однако вызванный к месту событий из Эрегли все тот же германский самолет № 654, патрулировавший район, ничего более не обнаружил. Во всех случаях речь могла идти только о «Морже» — единственной находившейся в море русской субмарине.

В рапорте командира эсминца «Громкий» № 1001 от 14 мая 1917 года написано: «Пленные турки показали, что 4 мая двое из них были сняты русской подводной лодкой в районе Акче-Шары с другой шхуны, которую подлодка потопила. Командир этой подлодки по описанию пленных был похож на старшего лейтенанта Гадона, командира «Моржа». Через 3 часа в районе Эрегли в 4-х милях от берега у Акче-Шары лодка была атакована тремя гидросамолётами, которые сбросили на неё бомбы. Лодка сначала ответила артиллерийским огнём, а потом нырнула. Пять часов спустя после этого пленные были высажены с подлодки на берег у Эрегли». 

Из Российского государственного архива ВМФ:  12 мая 1917 года командующий Черноморским флотом Александр Васильевич Колчак отправил начальнику Морского походного штаба Ставки Верховного Главнокомандования адмиралу Александру Ивановичу Русину телеграмму № 1080/оп: 

Передает прапорщикъ
Андриановъ
Военная
Адмиралу Русину Ставка
Из штаба Чернофлота НР 1080/ОП
Б/СЛ 12/5 19 30

Оперативная секретная

Вышедшая въ очередной дозоръ 28 апреля подводная лодка Моржъ подъ командой старлейта Гадонъ до сих поръ не вернулась Посланные на поиски миноносцы захватили пленныхъ которые показали что первого мая видели бой подводной лодки Моржъ съ гидроаеропланами у Ерегли Вследствие етого является предположение что лодка во время боя погибла точка

19 час 25 минуть
12 мая 1917 года
номеръ 1080/ОП
Адмирал КОЛЧАК

Вероятно, лодка погибла 5 мая 1917 года в районе Босфора вследствие подрыва на дрейфующей мине. «В мае 1918 г., когда в Севастополь пришли немцы, они передали контр-адмиралу В. Клочковскому (ранее командиру бригады подводного плавания, а в то время — командующему флотом Украины) выловленный в море вблизи Босфора спасательный круг с надписью по-русски: «Моржъ».  Добавить к этому что-либо немецкие моряки не смогли, так как они не знали ни места, ни причины гибели русской подводной лодки». - источник: «История мировых войн».

По другим данным, не подтвержденным архивными документами, «Русская подводная лодка «Морж» подорвалась на мине и затонула в Босфорском заливе Бююк-Лиман. Береговой пост турецкого флота, заметив взрыв, направил к месту гибели субмарины буксир с немецкими офицерами на борту. Капитан Кох обнаружил на плаву несколько тел. Их подняли, по уцелевшим документам определили, что это командир подлодки старший лейтенант Альфред Гадон, инженер-механик и матросы. Капитан Кох взял на себя труд предания земле останков русских моряков. Подводники «Моржа» были опущены в братскую могилу с воинскими почестями. В Стамбуле их похоронили на русской земле: лесной участок на берегу Босфора был куплен для дачи российского посольства еще в екатерининские времена».

Точное место ее гибели было неизвестно.

В 2000 г. в Черном море у входа в Босфор работала международная подводная экспедиция, имевшая своей целью поиск погибшей здесь 24 февраля 1942 г. небольшой болгарской шхуны "Струма".

26 августа 2000 г. на 90-метровой глубине, Северо-восточнее пролива Босфор в точке с координатами 41°22,45'N 29°15,81'E  Дэвид Уилкинс (видеооператор) и доктор Герент Фолкс-Джонс (оба из Великобритании) обнаружили на грунте неопознанную подводную лодку. 

Подлодка «Морж» лежала на ровном киле. Кормовая оконечность длиной около 12 м оторвана как раз в том месте, где заканчиваются кормовые торпедные аппараты Джевецкого. Она развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. К тому же корма лежит с креном около 70° на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль огромным плавником возвышается над остатками кормовой оконечности, внутри которой хорошо различим один из двух 456-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, из которых левый наполовину занесен илом. На рубке частично отсутствует легкая обшивка, местами различимы остатки леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над погибшим кораблем, а крышка рубочного люка лодки приоткрыта. Перед рубкой выделяется одна из вентиляционных труб. Далее в сторону носовой оконечности аквалангисты не ходили и насколько там сохранился корпус субмарины пока неизвестно.

Очевидно, лодка шла в надводном положении, когда раздался взрыв. Об этом свидетельствует открытый рубочный люк. Кормовая часть взрывом мины была оторвана и развёрнута винтами к носовой части. А отсутствие переборок привело к быстрому погружению и гибели «Моржа».

Эта подлодка была единственной боевой потерей черноморских подводников в Первой мировой войне.

О том, что район Босфора был начинён оборонительными и наступательными минными постановками, говорят многочисленные факты: там только черноморцы поставили 5182 мины, ещё больше поставили немцы и турки. Подрыв мог произойти и на одной из мин типа «рыбка», поставленных русскими 4 мая 1917 года в районе пролива и снесенных течением.

Погибли 42 члена экипажа подводной лодки «Морж». Один из мотористов лодки, посланный с поручением на берег, не успел возвратиться на борт до ее выхода (имя не известно).  

Лодкой «Морж» командовали:


  1. Беляев А.М. (1914 - 1915);
  2.   Погорецкий Владимир Владимирович (помощник командира, 29.06.1915 - 04.10.1916) - на фото;
  3.   Гофман Сергей Анатольевич (врид, 1915);
  4.   Гадон Альфред Стефанович (07.11.1916 - 05.1917).

Экипаж погибшей лодки «Морж»

1. Командир – старший лейтенант ГАДОН Альфред Степанович (Стефанович). Новгородский дворянин, родился в С.Петербурге 16 января 1886 года. На службе с 1902 года.

В 1905 году окончил Морской кадетский корпус под командованием контр-адмирала Римского-Корсакова. «Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 594 от 21 февраля 1905 года Гардемарин Гадон Альфред Степанович из Морского корпуса вышел во флот и был произведён по экзамену в мичманы» (Царское Село, 21-го февраля 1905 года). В 1907 году прошел курс подводного плавания.

30 июля 2015 года А.С.Гадону присвоено звание старший лейтенант «За отличие, ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельством войны»

Награды:  

  • темно-бронзовая медаль Русско-японской войны (1906),

  • золотой знак по окончании курса Морского корпуса (1910),

  • светло-бронзовая медаль 300-летия дома Романовых (1913),

  • светло-бронзовая медаль в память 200-летия Гангутской победы (1915);

  • орден Святого Владимира 4 ст. с бантом (1917).

Участвовал в заграничных плаваниях на миноносце № 203 и канонерской лодке «Манчжур» (1905, 1906). Командовал подводной лодкой «Бычок» класса «Лэйк-1» (врид 10.01-18.04.1909). Командир подводных лодок Сибирской флотилии «Скат» класса «Касатка-3» (1909-1911 – помощник командира 22.01.1911 - 07.04.1912)) и «Налим» класса «Касатка» (врид, 07.12.1912 - 17.04.1913; 17.03.1914 - 11.04.1914; 01.1915 - 08.07.1916). Командир подводных лодок Черноморского флота «Кашалот» (04.06-07.11.1916)  и «Морж» (с 7 ноября 1916 года). На лодке «Морж» совершил 8 походов.

2. Старший офицер – лейтенант ШВЕБС (фон) Георгий Фридрихович. Родился 1 августа 1886 г.

В 1908 году окончил Морской кадетский корпус. «Высочайшим приказом Морского министра № 103 от 6 мая 1908 года произведен в гардемарины (Мессинский выпуск, такое название получил за участие гардемаринов в спасении итальянцев в г. Мессина на о.Сицилия после землетрясения 15-16 мая 1908 года). В 1909 году произведён в мичманы. Звание лейтенант присвоено 14 апреля 1913 года.

3. Штурман –

мичман ШВАРЦ Владимир Сергеевич. Родился 10 июля 1892 года.

Звание Мичман присвоено 6 ноября 1914 года.

4. Старший судовой инженер-механик – мичман КОВАЛЕВСКИЙ Георгий Георгиевич. Родился 8 июня 1890 года. Звание Мичман присвоено 6 ноября 1914 г.

5. Инженер-механик – слушатель школы подводного плавания, мичман КЛИНДУХ Николай Иванович. Родился 15 ноября 1893 года. Звание Мичман присвоено 9 июня 1915 г. Служил с родным братом Семеном Ивановичем 1.02.1891 г.р. (мичман с 5.10.1913 г.) в Севастополе.

6. Инженер-механик – мичман БРЫСОВ Виктор Иванович, 1895 г.р.

7. Ученик Севастопольской школы прапорщиков флота, прикомандированный на боевой поход к экипажу «Моржа» в качестве стажёра – юнкер  БУЛАХ Николай ... , 189? г.р.

8. Ученик Севастопольской школы прапорщиков флота, стажёр – юнкер СЕМАШКОВ Станислав ... , 189? г.р.

9. Рулевой боцманмат – ПАШИНЦЕВ Николай Антонович, 1892 г.р., призван: Воронежская губ., Задонский уезд, Тешевская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4633650, Приказ КЧФ №299 от 7.4.1916 г.

10. Рулевой боцманмат – СМИРНОВ Павел Андреевич, 1887 г.р., сверхсрочнослужащий, призван: Тверская губ. Стариукский уезд, Кобелевская волость.

11. Рулевой боцманмат (запасной) – ОБИУХ Захарий Леонтьевич, 1885 г.р., призван: Черниговская губ., Остерский уезд. Селипуковская волость, с.Бобрик, награжден Георгиевским крестом  №ГК4318501, Приказ КЧФ №299 от 7.4.1916 г.

12. Рулевой унтер-офицер – КОЛОМИЕЦ Иван Сергеевич, 1894 г.р., призван: Полтавская губ., Золотоношский уезд, Ириклеевская волость.

13. Рулевой унтер-офицер – ХАРЧЕНКО Митрофан Алексеевич, 1894 г.р., призван: Харьковская губ., Лебеденский уезд, Алешанская волость.

14. Рулевой – БЕЛООКИЙ Никита Семёнович, 1894 г.р., призван: Подольская (Каменец-Подольск, ныне Винница) губ., Каменецкий уезд, Берзанская волость.

15. Сигнальный боцманмат – МАЛЬЦЕВ Андриан Александрович, 1893 г.р., призван: Вятская губ., Уржумский уезд, Буйская волость.

16. Артиллерийский унтер-офицер 1-й статьи – ШАРАПАНЮК Павел Кузьмич,1891 г.р.,

17. Старший минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи – НИКИТЧЕНКО Никифор Андреевич, 1892 г.р.,  призван: Харьковская губ., Валкский уезд, Снежковская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4862619, Приказ КЧФ №667 от 7.7.1916 г.

18. Минный унтер-офицер 1-й статьи (запасной) – ВЛАДИМИРОВ Филипп Яковлевич, 1884 г.р., призван: Воронежская губ., Валуйский уезд, Белоколодезская волость, награжден Георгиевским крестом №ГК4318579, Приказ КЧФ №667 от 7.7.1916 г.

19. Минный машинист унтер-офицер 1-й статьи – ТАРАКАНОВ Василий Фёдорович, 1892 г.р., призван: Казанская губ., Царево-Кокшайский уезд, Петриковская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4633649, Приказ КЧФ №299 от 7.4.1916  г.

20. Минный машинист 1-й статьи – ГРИШИН-МИРОНОВ Сергей Васильевич, 1892 г.р., призван: Тульская губ., Веневский уезд, Толстовская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4862205, Приказ КЧФ №401 от 23.4.1916 г.

21. Минный машинист 1-й статьи – МАКАРЕНКО Мефодий Семёнович, 1892 г.р., призван: Полтавская губ., Любенский уезд, Лазорская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4862206, Приказ КЧФ №401 от 23.4.1916 г.

22. Минный машинист 1-й статьи – ПАНИН Фёдор Павлович, 1892 г.р., призван:  Нижегородская губ.,  Княгининский уезд, Ревезенская волость.

23. Минный машинист 2-й статьи – БОНДАРЕВ Алексей Романович, 1894 г.р., призван: Астраханская губ., Царевский уезд, Владимирская волость.

24. Моторный унтер-офицер 1-й статьи – АНИКИН Алексей Ефимович, 1893 г.р., призван: Рязанская губ., Егорьевский уезд, Куплиянская волость.

25. Моторный унтер-офицер 1-й статьи – КОЗЕЛКОВ Василий Тимофеевич, 1890 г.р., призван: Самарская губ., Бугульминский уезд, Добринская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4862210, Приказ КЧФ №401 от 23.4.1916 г.

26. Моторный унтер-офицер 2-й статьи – ПЕТРОВ Александр Дорофеевич, 1894 г.р.,призван: Харьковская губ., г.Сумы.

27. Моторный унтер-офицер 2-й статьи – ПЕТРОВ Михаил Петрович,  1893 г.р., призван: г.Петроград.

28. Моторный унтер-офицер 2-й статьи – ШИБАКОВ Александр Семёнович, 1893 г.р., призван: Московская губ. Подольский уезд, Островецкая волость.

29. Моторист 1-й статьи – МИСЮН Казимир Петрович, 1894 г.р., призван: Киевская губ., г.Черкассы.

30. Моторист 1-й статьи – ПОБИЙПИЧА Алексей Иванович, 1895 г.р., призван: Харьковская губ., г.Змиев.

31. Машинный кондуктор – ПЕТЕРСОН Карл Янович, 1889 г.р., награжден Георгиевской медалью №ГМ4633537, Приказ КЧФ №162 от 19.2.1916 г. и Георгиевским крестом №ГК4318578, Приказ КЧФ №667 от 7.7.1916 г.

32. Матрос 1-й статьи – ЧАЙКИН Фёдор Яковлевич, 1895 г.р., призван: Воронежская губ., Богучарский уезд, Калачинская волость.

 33. Старший комендор – ПАНЧЕНКО Василий Кириллович, 1889  г.р., призван: Киевская губ., Черкасский уезд, Шелепухская волость.

 34. Электрик-унтер-офицер 2-й статьи – КОНОВАЛОВ Алексей (Александр) Андреевич, родился в 1893 г. в селе Плоское Елецкого уезда - ныне село Становое Липецкой области, Коновалов Александр Андреевич, призван из Костромской губернии (Кинешемский уезд, Комаровская волость), электрик ПЛ «Морж», награжден  Георгиевской медалью №ГМ4862618, Приказ КЧФ №667 от 7.7.1916  г.

35. Старший электрик  – ДАНИЛЬЧЕНКО Михаил Фёдорович, 1892 г.р., призван: Киевская губ., Уманский уезд, Берестовецкая (Беритовецкая) волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4633645, Приказ КЧФ №299 от 7.4.1916 г.

 

36. Старший электрик (запасной) – ЗЕЛИК Евмен Кононович, 1908  г.р., призван: Черниговская губ., Стародубовский уезд, Бараньковская волость, награжден Георгиевской медалью №ГМ4633647, Приказ КЧФ №299 от 7.4.1916 г.

37. Старший электрик  – КАМЫНИН Федот Петрович, 1894  г.р., призван: Воронежская губ., Богучарский уезд, Ново-Криуши.

38. Старший электрик  – КАПЛИНСКИЙ Григорий Иванович, 1894  г.р., дворянин, призван: Подольская (Каменец-Подольск, ныне Винница) губ., Летичевский уезд.

39. Электрик – СИДОРЕНКО Василий Дмитриевич, 1894 г.р., призван: Воронежская губ., Богучарский уезд, Ясеновская волость.

40. Радиотелеграфный унтер-офицер 2-й статьи – ГАПОТЧЕНКО Василий Харитонович, 1890 г.р., призван: Полтавская губ., Кременчугский уезд, Омельницкая волость.

41. Радиотелеграфист – ГАМЕЙ Владимир Иванович, 1895 г.р. призван: Подольская (Каменец-Подольск, ныне Винница) губ., Летинский уезд, Овсянниковская волость.  

42. Фельдшер унтер-офицер 1-й статьи – КОХАЛЬ Тимофей (Тимошеох) Минич, 1893 г.р., награжден Георгиевской медалью №ГМ4862213, Приказ КЧФ №401 от 23.4.1916 г.

В 1996 году Генеральное консульство РФ в Стамбуле положило на могилы мраморные плиты и установило обелиск с бронзовой доской, изготовленной мастерами московской фирмы «Бланд».

В журнале «Вокруг света» № 10 за 1996 г. помещена статья В.В.Лобыцына «Два памятника русским морякам: На финском острове... и на берегу Босфора», в которой сообщается  о том, что 28 июня 1996 г. на безымянной могиле русских моряков, расположенной на территории Генерального консульства России в Стамбуле, открыт памятник 42 морякам подводной лодки «Морж».

Автор убежден, что тела членов экипажа этой подводной лодки не могли оказаться на берегу пролива, уж очень далеко от берега погиб корабль. Кроме того, на мемориальной доске он отмечает неточности — например, указано, что на подводной лодке погиб инженер-механик, мичман Брискин В.А., но нет фамилии инженер-механика, мичмана Брысова В.И.

Тем не менее, это единственный мемориальный знак погибшим подводникам.

Открывать памятник прилетела делегация из Москвы во главе с исследователем флотской старины Владимиром Лобыцыным, в нее входили капитан 1-го ранга Сергей Кубынин, а также три священника, в том числе настоятель храма при Академии Генерального штаба отец Герасим, благословленные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В торжественной церемонии приняли участие тогдашний Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции Вадим Кузнецов, Генеральный консул России в Стамбуле Леонид Манжосин и многие сотрудники посольства и генконсульства.

6 июля 2009 года после освящения храма святых равноапостольных Константина и Елены на территории российской консульской дачи в Бююк-Дере Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей почтили память погибших моряков подводной лодки «Морж». У памятника  подводникам была совершена заупокойная молитва и возглашена «Вечная память».

Летом 2016 года обустроено предполагаемое место захоронения трех матросов "Моржа", а в День Военно-Морского Флота России сотрудники российского генконсульства  провели памятное мероприятие.

Весной 2017 года, накануне 100-летия гибели подлодки, у входа мемориального памятника установлены якоря, как символ уважения подвигу российских моряков, отдавших жизнь во славу Отечества. Торжественное мероприятие, посвященное этой трагической дате, проведено 5 мая 2017 года. В нем приняли участие дипломаты и представители русской общины в г.Стамбуле.