Генеральное консульство Российской Федерации в Стамбуле
Тел.: (+90212) 292-5101, 292-5102 (автоответчик)
/
01 сентября

1 сентября турецкое издание «Джумхуриет» и 31 августа англоязычная «Дэйли Сабах» опубликовали статью Генерального консула России в Стамбуле А.В.Буравова «Невыученные уроки Второй Мировой» по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны

«Невыученные уроки Второй Мировой»

1 сентября 2019 года отмечается 80-я годовщина начала Второй Мировой войны – события, обернувшегося катастрофой для многих государств Европы и мира в целом. Даже просто сухие цифры человеческих жертв той войны до сих пор шокируют – 55 миллионов человек, из которых только в СССР 26,6 миллиона человек.

Прошедшие восемь десятилетий, вместившие немало других, пусть не столь судьбоносных и драматичных для человечества событий, с точки зрения мировой истории срок совсем небольшой. Однако он достаточен для того, чтобы понять, что международное сообщество, а вернее сказать, его определенная часть, по всей видимости, до сих пор не смогла или не захотела извлечь главные уроки из трагедии Второй Мировой, как, впрочем, и из последовавшей затем «холодной войны».

Основной из этих уроков – отказаться от попыток установить глобальную гегемонию, стремления в угоду собственным узким национальным либо блоковым интересам обеспечить свою безопасность за счет безопасности других, проводить разделительные линии и пытаться подвергать те или иные государства международной изоляции, прибегать к таким циничным геополитическим методам, как стравливание стран и народов.

Схожие методы применялись и в годы, предшествовавшие Второй Мировой войне. Реальные факты, подкрепленные множеством, в том числе рассекреченных, архивных документов свидетельствуют об усилиях европейских элит того периода в стремлении отвратить от себя агрессию фашистской Германии направить ее на Восток, в первую очередь на Советскую Россию. Апофеозом такой линии стало подписание 30 сентября 1938 года тогдашними правительствами Великобритании и Франции Мюнхенского сговора (соглашения о присоединении Судетской области Чехословакии к Германии).

В этих условиях Советское руководство, тем не менее, не оставляло попыток сформировать совместно с Лондоном и Парижем при участии Варшавы систему коллективной безопасности, насущная необходимость которой стала еще более очевидной после ликвидации гитлеровцами Чехословацкого государства в марте 1939 г. В столицах Франции и Великобритании – об этом тоже есть документальные свидетельства – затягивали переговоры, «заматывая» предложения СССР сформировать систему коллективной безопасности. Даже весной и летом 1939 г., когда было ясно, что конфликта не избежать, западные державы, наивно полагая, что война обойдет их стороной, продолжали двойную игру, пытаясь направить гитлеровскую агрессию на Россию.

В условиях когда, с одной стороны, в полной мере выявилась безрезультатность советско-англо-французских переговоров и делалась все более реальной возможность сближения Великобритании и Франции с Германией, а, с другой – нарастала военная напряженность между СССР и милитаристской Японией, Москва была вынуждена пойти на исключительную, нежелательную для себя дипломатическую комбинацию. Руководствуясь соображениями безопасности собственного государства, советское правительство в начале августа 1939 г. согласилось на предлагавшиеся Берлином переговоры и 23 августа подписало договор о ненападении, подобно тому, как поступил до того ряд других стран Европы.

Так называемый Пакт Молотова-Риббентропа стал позднее поводом для спекуляций и обвинений со стороны некоторых западных историков и политиков, намеренно вырывавших этот эпизод из общего контекста событий тех лет в стремлении затереть в мировой памяти постыдные эпизоды в собственной истории и одновременно очернить Советский Союз, а затем и Российскую Федерацию как его продолжателя. Некоторые пошли еще дальше, не раз пытаясь представить СССР если не как главного виновника войны, то как агрессора – наряду с человеконенавистнической фашистской военной машиной. Таким «экспертам» нелишним будет напомнить, что именно Россия и другие бывшие советские республики внесли решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, в освобождение Европы и мира от нацизма.

Таким образом, сложный узел противоречий и геополитических игр во второй половине 30-х годов XX века в конечном итоге привел к развязыванию губительной для многих стран мировой войны. А если бы в предвоенный период удалось объединить усилия, то многочисленных жертв можно было бы избежать.

Выход к концу 1980-х – началу 1990-х гг. из «холодной войны» и связанного с ним непримиримого двухполюсного идеологического противостояния открывал уникальные возможности для переустройства европейской и мировой архитектуры на принципах неделимой и равной безопасности и широкого сотрудничества без разделительных линий. Совершенно логичным было бы, например, создание новых основ европейской безопасности через усиление военно-политического компонента Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Россия выступала с многочисленными предложениями и инициативами на этот счет, была и остается полностью открытой для такого варианта.
Западные партнеры, к сожалению, пошли по другому пути, выбрали конфронтационный вектор расширения НАТО на Восток, приближения к российским границам. Предпринимаются последовательные шаги с целью создания очагов нестабильности под самым боком у России, на постсоветском пространстве. Для этого в ход идут самые разные методы. Применяются технологии «цветных революций», «вскрытия» силовым путем с помощью марионеточных лидеров «замороженных» конфликтов, создания новых кризисов посредством провоцирования антиконституционных переворотов и прямых подстрекательств против России отдельных правительств и групп населения в странах, народы которых связывают с Россией и русскими многовековые братские узы. Именно эти сценарии привели к событиям в августе 2008 года в Грузии и на рубеже 2013-2014 годов на Украине.

При этом западные лидеры и политтехнологи сознательно подают происходящее в извращенном свете, переворачивая всё с ног на голову. Ведутся широкомасштабные информационные войны, нагнетается антироссийская истерия, раскручивается маховик односторонних необоснованных экономических санкций. Дескать, Россия – «агрессор», пытающийся возродить военную мощь и вернуть геополитическую гегемонию СССР. Разве это у нас, а не у американцев сегодня разветвленная сеть военных баз, созданных для контроля над всем миром? Разве это Россия, а не Соединенные Штаты и НАТО стремительно наращивают ежегодные расходы на военные нужды? В 2018 году траты США на вооружения превысили российские в 14 раз, всего НАТО – в 20 раз.

Вашингтон планомерно движется к слому всех ключевых элементов десятилетиями создававшейся глобальной системы контроля над стратегическими вооружениями – сначала, в 2002 году, США вышли из Договора по ПРО, теперь – из ДРСМД. Эта опасная тенденция сопровождается заявлениями американских официальных лиц о готовности наращивать ядерные вооружения. В эту же канву укладывается отказ администрации США от запуска переговоров по сохранению последнего российско-американского ограничительного механизма в ракетно-ядерной сфере – Договора о СНВ, действие которого заканчивается в феврале 2021 года.

Думается, что корень системных проблем, от которых сегодня страдают отношения России, а также ряда других стран, с одной стороны, и США и многих европейских государств, с другой, кроется в убеждении последних в своей исключительности и надуманном цивилизационном превосходстве, в непревзойденности «традиционных западных демократических ценностей». 

Выход из этого тупика лежит в понимании необходимости вести диалог на равных и с опорой на общепризнанные принципы и нормы международного права, на которых зиждется ООН, созданная сразу после Второй Мировой войны. Долгосрочный успех может быть достигнут только на основе продвижения к партнерству цивилизаций, опирающемуся на уважительное взаимодействие различных культур.

Хороший пример такого уважительного межгосударственного общения представляют современные российско-турецкие отношения. При наличии разногласий и порой противоположных подходов к тем или иным региональным проблемам наши страны демонстрируют готовность к равноправному и конструктивному диалогу и стремление находить общий язык по самым сложным вопросам.

Россия не стремится к конфронтации ни с кем. Напротив, мы остаемся открытыми для самого широкого взаимодействия со всеми желающими этого партнерами, включая США, НАТО и ЕС. Об этом многократно заявляло руководство Российской Федерации. Перед лицом общих новых вызовов и угроз необходимо вернуться к упорной работе по созданию в Евроатлантике и Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности и широкого равноправного и взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств.

Генеральный консул России в Стамбуле

А.В.Буравов